Признаки публично правового образования

Публично-правовые образования как субъекты гражданско-правовых отношений: понятия и виды

Признаки публично правового образования

Журавлева Алена Владимировна канд. философ. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, Российского Православного Университета святого Иоанна Богослова, РФ, г. Москва

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10707 ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ

ОТНОШЕНИЙ: ПОНЯТИЯ И ВИДЫ.

Zhuravleva Alyona Vladimirovna

Candidate of sciences, associate professor of department of civil law and procedure Russian Orthodox University of Saint John the Evangelist, Russia, Moscow

PUBLIC LEGAL ENTITIES AS SUBJECTS CIVIL LAW RELATIONS: CONCEPTS AND TYPES.

Аннотация

В соответствии с нормами гражданского законодательства РФ, Публично-Правовые Образования являются субъектами гражданских правоотношений наравне с физическими и юридическими лицами.

Нормы ГК РФ регулируют правоспособность публично-правовых образований, но при этом четкое определение данного термина в НПА отсутствует. Целью данной работы является рассмотрение института публично-правовых образований как субъектов гражданских правоотношений.

В статье авторрас-сматривает и систематизирует виды публично-правовых образований как субъектов гражданско-правовых отношений, анализирует и выделяет особенности правового регулирования.

Abstract

In accordance with the norms of civil legislation of the Russian Federation, public legal entities are subjects of civil legal relations on a par with individuals and legal entities.

The norms of the civil code regulate the legal capacity ofpublic legal entities, but there is no clear definition of this term in the NPA. The purpose of this work is to consider the Institute ofpublic legal entities as subjects of civil relations.

In the article the author considers and systematizes the types ofpublic legal entities as subjects of civil relations, analyzes and highlights the features of legal regulation.

Ключевые слова: публично правовые образования, субъекты, гражданское право, правоотношение, Российская Федерация, государство, закон, юридический термин, судебная практика.

Keywords: public legal entities, subjects, civil law, legal relationship, Russian Federation, state, law, legal term, judicial practice.

Согласно абз. 2 п. 5 ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) участниками хозяйственных обществ признаются граждане, юридические лица и публично-правовые образования (далее – ППО).

Новеллой данного положения является прямое регламентирование объема гражданской правоспособности данного субъекта в сфере участия в деятельности хозяйственных общества, а также применения данного термина, который ранее 2014 г.

не использовался в ГК РФ [6].

Необходимо отметить, что в современной юридической литературе мало научных работ, которые касались бы толкования данного понятия и содержали бы комплексный анализ.

Чаще всего понятие ППО встречается в гражданско-правовых актах и актах, касающихся вопросов бюджета. Это объясняется тем, что данные субъекты являются собственниками государственного или муниципального имущества и распоряжаются ими в порядке, определенным бюджетным и гражданским законодательством.

Понятие ППО обозначает Российскую Федерацию, ее субъекты и муниципальные образования. На это указывает ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), в которой указывается обязанность ППО представлять лицам и иным публично-правовых образованиям бюджетные средства в рамках договорных расходных обязательств [5].

Понятие ППО были закреплены в ГК РФ только в 2014 г., несмотря на это содержание термина так и не было раскрыто. Но в абз. 2 п. 5 ст. 66 ГК РФ существует прямая отсылка к ст.

125 ГК РФ, которая устанавливает порядок участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Это указывает на то, что под ППО в ст.

66 ГК РФ подразумеваются Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования [7].

В тоже время с момента принятия ГК РФ в 1994 г. данные лица признавались самостоятельными субъектами гражданского права. Так, ст. 2 ГК РФ указывает среди участников правоотношений РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.

Появление в 2014 г. термина ШЮ в ГК РФ необходимо для исполнения требований принципа юридической техники – экономичности, а также как дань устоявшейся практики применения данного понятия в гражданско-правовой литературе. Так, например, Е.А. Суханов указывал в качестве ППО муниципальные и государственные образования.

Также появление понятия ППО обязано и судебной практике, которая использовала его в информационных письмах, актах толкования Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Единство правовой природы РФ, ее субъектов и муниципальных образований, сформированных для деятельности в рамках публичного права, также способствовало созданию и официальному закреплению данного термина.

Необходимо отметить, что потребность в обобщающем термине появилась с момента признания данных субъектов самостоятельными субъектами гражданского права.

В тоже время предпосылки появились чуть ранее, так в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г.

государственная собственность РСФСР была определена как федеральная собственность и собственность республик, которые входили в состав РСФСР, автономных округов и областей, краев и областей [13].

Позже принятая в 1993 г. Конституция РФ установила, что РФ включает в себя равноправные субъекты и является правовым государством с суверенитетом, распространяющимся на всю территорию страны.

Конституция РФ разграничила органы государственной власти и местного самоуправления, государственную и муниципальную формы собственности, что позволило признать возможность участия в гражданско-правовых отношениях РФ, ее субъекты и муниципальные образования [1].

Для юридической практики с развитием федеративных отношений и использованием в субъектах разных национальных и исторических наименований населенных пунктов, было необходимо введение унифицированного определения территорий, где осуществляется местное самоуправление [15]. Именно поэтому появился термин «муниципальное образование».

При взаимодействии с другими субъектами права муниципальное образование является субъектом права, особенно когда данное взаимодействие базируется на нормах гражданского законодательства.

Необходимо отметить, что предоставляемый законодателем объем гражданской правоспособности ППО позволяет принимать участие в тех гражданско-правовых отношениях, которые имеют своей целью реализацию публичного интереса путем осуществления полномочий, которыми наделены данные субъекты для решения стоящих перед ними задач и обеспечения возложенных на них функций [11].

Таким образом, можно сказать, что понятие ППО можно рассмотреть как общий термин для

России, субъектов страны и муниципальных образований.

ГК РФ устанавливает правовые основы участия данных образований в гражданских отношениях, оставляя определение РФ, субъекты и муниципальные образования РФ конституционному и муниципальному праву. Гражданское законодательство выделяет Россию, республики, города федерального значения, края, области, автономные округа и области, а также разновидностей муниципальных образований.

Понятие правосубъектности государства является сложным и многогранным. Сам термин «правосубъектность» был закреплен в ст. 6 Всеобщей декларации прав человека.

Данный документ указал, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, что означает способность каждого субъекта обладать и реализовывать самостоятельно либо при помощи своего представителя права и обязанности, следовательно, являться субъектом правоотношений [3].

В своих судебных актах Конституционный суд отмечает, что правоспособность ППО существенно отличается от других субъектов, которые обладают частным интересом. Правоспособность государства несет специальный характер [4].

Государство вступает в имущественные отношения с иными субъектами, чтобы разрешить возникающие вопросы и исполнить стоящие перед ним задачи. Это влечет за собой и специальный характер, и ограниченность полномочий и прав государства в данных отношениях.

Таким образом, можно сказать, что государство обладает гражданской правоспособностью, признается самостоятельным субъектом гражданских правоотношений.

Чаще всего для реализации своих интересов в гражданских правоотношениях государство пользуется специальными законами, такими как, ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ФЗ «О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц».

Следующим вопросом, необходимым к рассмотрению, является вопрос признания должностного лица государственного или муниципального органа субъектом гражданско-правовых отношений.

Необходимо отметить, что чаще всего данное лицо не признается субъектом подобных отношений, но в тоже время гражданское законодательство в ст.ст. 16, 16.1, 1069 ГК РФ указывает на ответственность за вред, причиненный должностными лицами данных органов.

Поэтому до сих пор существует интерес понимания в гражданском законодательстве понятия «должностное лицо».

В примечании 2 ст.2.4 Кодекса об Административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) также дается определение должного лица.

В ст. 2.4 КоАП РФ представлено определение термина представитель власти, которым является

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/publichno-pravovye-obrazovaniya-kak-subekty-grazhdansko-pravovyh-otnosheniy-ponyatiya-i-vidy

Назаров А. Г. Особенности гражданской правосубъектности публично-правовых образований

Признаки публично правового образования

Особенности гражданской правосубъектности публично-правовых образований

Features of civil legal personality of public legal entities

Назаров Андрей Геннадьевич

Nazarov Andrey Gennadievich

Магистрант ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

nersa@yandex.ru

Аннотация. В статье с позиции системно-юридического подхода анализируются понятие, признаки и особенности публично-правовых образований, именуемых также юридическими лицами публичного права, исследуются вопросы их гражданской правосубъектности и специфика правового регулирования.

Annotation. In the article from the position of the system-legal approach, the concept, features and peculiarities of public legal entities, also called legal persons of public law, are analyzed, the issues of their civil personality and specificity of legal regulation are examined.

Ключевые слова: юридическое лицо публичного права, юридическое лицо, государство, органы государственной власти, государственная корпорация.

Keywords: legal entity of public law, legal entity, state, public authorities, state corporation.

Организационно-правовые  формы  государственных  и  муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 50 процентов, государственных (муниципальных) учреждений, государственных корпораций, государственных компаний и т.п. применяются публично-правовыми образованиями для решения частноправовыми методами стоящих перед ними в сфере гражданского оборота публичных задач.

Для обозначения данных юридических лиц в науке предложено использовать термин «публичные юридические лица» или «юридические лица публичного права», заимствованный  из  зарубежных  правопорядков.

  Признаками  таких  субъектов  являются  их  создание  публично-правовыми образованиями,  специальная  правоспособность,  наделение  их  определенными властными  полномочиями,  участие  в  обороте  с  некоммерческими  целями, невозможность применения к ним процедур реорганизации и банкротства, а также обращения взыскания на определенное имущество.

Публично-правовые образования понимаются как субъекты права, являющиеся участниками различных правоотношений, в том числе и гражданско-правовых.

Особенность их в том, что публично — правовыми образованиями являются: государство – Российская Федерация, государственные образования – субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, наделенные властными полномочиями.

Основы участия публично — правовых образований в гражданских правоотношениях закреплены в главе пятой части первой Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). [1]

Анализ действующего гражданского законодательства, и прежде всего главы 5 ГК РФ, позволяет сделать вывод о том, что законодатель ни в коем случае не рассматривает публично-правовые образования как разновидность юридических лиц, несмотря на то, что позволяет применять к отношениям с их участием правил о юридических лицах (если, конечно, иное не предусмотрено законом или не вытекает из особенностей данного публично-правового образования). Признание законодателем публично-правовых образований юридическими лицами публичного права (т. е. разновидностью юридических лиц) повлечет за собой множество как теоретических, так и практических проблем. Мы не являемся категорическими противниками концепции юридического лица публичного права, но полагаем, что данная концепция в условиях российской действительности применима к государственным и муниципальным органам, с помощью которых публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях, но не к самим публично-правовым образованиям.

В.Б. Базаров именует публично-правовые образования публичными комплексными субъектами права. Именно через категорию юридических лиц публичного права он предлагает оформить косвенное участие публично-правовых образований в гражданско-правовых отношениях [2], что, безусловно, заслуживает внимания.

Е.Б. Крылова придерживается, на наш взгляд, верной позиции.

С точки зрения автора, субъекты РФ, как и другие публично-правовые образования, отличны от физических и юридических лиц, причем при участии в гражданско-правовых отношениях они не утрачивают своей публичной природы.

Эти субъекты обладают непосредственной способностью к правообладанию, и для участия в гражданском обороте не нуждаются в использовании таких дополнительных правовых форм как казна. [3] Действительно, публично-правовые образования обладают публичной властью, которая позволяет им самим определять правопорядок в целом, включая основания и пределы своего участия в гражданских правоотношениях. Следовательно, возможностей по участию в гражданском обороте у субъектов РФ намного больше, чем у юридического лица.

О.Е. Кутафин придерживается похожей позиции, полагая, что субъекты РФ нельзя относить к юридическим лицам, пусть и особым. Конституционный Суд РФ признал, что субъекты РФ, как и другие публично-правовые образования, обладают особой природой. Они не преследуют частные интересы.

[4] Ученый отмечает, что важная особенность публично-правовых образований и в том числе субъектов РФ – это то, что они не созданы специально для участия в гражданско-правовых отношениях.

Что касается казны, то в соответствии с действующим законодательством она считается частью публичного имущества, не закрепленного за государственными юридическими лицами. Это имущество, прежде всего, состоит из средств бюджета.

Наиболее полное и развернутое исследование юридических лиц публичного права в последние годы было проведено профессором В.Е. Чиркиным.

Не претендуя на законченность определения юридического лица публичного права, ученый предлагает скорректировать его гражданско-правовое определение таким образом, чтобы оно могло быть приемлемым в отношениях публичного характера. В.Е.

Чиркин предлагает оттолкнуться от присущих юридическому лицу публичного права признаков, позволяющих в своей совокупности отличать их от юридических лиц частного права. Формально предъявляемые требования не позволяют нам в рамках данной статьи описать все признаки, обозначенные ученым.

Однако, мы соглашаемся с тем, что они очевидны, подтверждают особую природу указанных юридических лиц и могут быть положены в основу нормативного закрепления определения публичных юридических лиц. [5]

Публично-правовые образования возникают на основе «властно-распорядительного», административного акта, статус и компетенция которых определяются нормами не гражданского, а публичного права.

Публично – правовые образования создаются в целях осуществления властных функций, веления которых носят общеобязательный характер.

Также согласно гражданскому законодательству для участия в имущественных отношениях публично — правовые образования могут иметь своих доверенных лиц (представителей) в лице государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательств, которые возникают как из договорных, так и внедоговорных отношений. В частности, в сфере договорных отношений они могут выступать в роли государственных или муниципальных заказчиков, заемщиков или заимодавцев.

Кроме того, публично-правовые образования могут быть и субъектами вещных правоотношений. Так, законодатель в гражданском праве закрепляет различные формы собственности и, таким образом, определяет круг собственников: физические и юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, и муниципальные образования.

Причём публично-правовые образования, в отличие от остальных субъектов, практически ни чем не ограничены в объектах собственности.

На основании вышеизложенного можно выделить следующие особенности, свойственные публично-правовым образованиям как субъектам гражданского права:

1) в отличие от юридических лиц они создаются на основе публично – правового акта, наделены властными полномочиями и преследуют в своей деятельности публичные цели, однако, при этом в гражданских правоотношениях выступают на равных началах с остальными участниками;

2) публично-правовые образования могут быть собственниками любых вещей, в том числе изъятых из оборота;

3) публично-правовые образования имеют специфические основания возникновения права собственности, не свойственные для других субъектов (например, конфискация, национализация, реквизиция, изъятие земельных участков, приватизация и т.д.);

4) публично-правовые образования имеют право создавать унитарные предприятия, при этом контроль за ними осуществляют министерства и ведомства, выполняющие функции управления государственным и муниципальным имуществом.

Необходимо отметить, что данные признаки, указывая на особое положение юридических лиц публичного права, являются индикаторами проблем, которые уже возникли или могут возникать в связи с регламентацией их гражданско-правового статуса.

Специфика данного статуса во многом обусловлена назначением названных юридических лиц решать определенные задачи публичного характера или осуществлять публичные функции, делегированные им государством на основании специального законодательства.

Библиографический список:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. – 1994. – N 32. – Ст. 3301.
  2. Базаров В.Б. Частные и публичные комплексные субъекты российского и гражданского права // Власть. – 2014. – № 2. – С. 127-131.
  3. Крылова Е.Б. Гражданская правосубъектность публично-правовых образований в Российской Федерации: автореф. дис. …канд. юрид. наук. – М., 2010. – С. 8-9.
  4. Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал российского права. – 2017. – № 1. – С. 54.
  5. Чиркин В.Е. О понятии и классификации юридических лиц публичного права // Журнал российского права. – 2010. – № 6. – С. 97.

Источник: https://posidpo.ru/nazarov-a-g-osobennosti-grazhdanskoy-pravosubektnosti-publichno-pravovyih-obrazovaniy/

Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Признаки публично правового образования

Государство в лице своих органов и уполномоченных лиц во все времена было участником экономических отношений вследствие концентрации в своих руках собственности (в первую очередь земель) и денег, а впоследствии – капитала.

Замечание 1

Переход от командной модели экономики к рыночной обусловил необходимость по-новому определить статус государства, его органов и должностных лиц в сфере частных правоотношений, поскольку в настоящее время государственная собственность – не единственно возможная форма собственности. В настоящее время помимо публичного (конституционно-правового, административно-правового, финансово-правового) статуса такие субъекты имеют и частноправовой статус, который определяет их положение в гражданском обороте.

Абзац 2 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ относит к участникам гражданских правоотношений не только частных лиц – граждан и организации, но и публичные субъекты. Правовой статус этой категории лиц определен главой 5 ГК РФ.

Понятие и специфика публично-правовых образований

В настоящее время под публичными образованиями понимаются:

  • Российская Федерация в целом;
  • субъекты Федерации (края, области, города федерального значения и пр.);
  • муниципальные образования (города, поселки, муниципальные округа и пр.).

Как известно из теории права, государство, его административные единицы, местная власть – понятия абстрактные. Реализация функций государства возложена на его механизм – конкретные органы и должностные лица (замещающих государственные должности).

Таким образом, участие публичных субъектов в частных правоотношениях опосредуют:

Замечание 2

При этом полномочие представлять публичное образование может вытекать как из компетенции соответствующего органа власти, так и из специального поручения физическому или юридическому лицу.

Публично-правовые образования имеют немало отличий от традиционных субъектов гражданских правоотношений – частных лиц и их объединений (корпораций). Среди таких отличий:

  • способ создания, реорганизации, ликвидации – в распорядительном порядке на основании нормативного правового акта (исключается свобода воли);
  • цель деятельности – публичная (участие в гражданском обороте не является основной деятельностью таких субъектов, они призваны решать общественно значимые задачи);
  • правовая основа участия в гражданских отношениях – компетенция публичных субъектов определяется в нормативных актах (положениях);
  • специальная правоспособность – наделение гражданскими правами и обязанностями – следствие выполнения публичных функций.

Замечание 3

Таким образом, наиболее важная черта публично-правовых образований – это одновременное осуществление ими властных, распорядительных функций (в том числе в сфере экономики) и выступление в гражданском обороте на равных с иными участниками.

Правосубъектность публично-правовых образований

Решение проблемы правосубъектности публично-правовых образований предполагает:

  • установление экономической основы их существования и деятельности;
  • наделение их правами юридических лиц в конкретных общественных отношениях.

Участие публичных субъектов в гражданских правоотношениях строится на следующих принципах:

  1. Равенство с иными участниками таких отношений. Так, органы государства и местного самоуправления не должны извлекать преимуществ из своего властного положения, в том числе навязывать свои условия частным субъектам (п. 1 ст. 124 ГК РФ);
  2. Распространение на публичных субъектов правил, установленных для юридических лиц (если это не противоречит особому правовому статусу данных субъектов) (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
  3. Органы и лица, выступающие от имени публично-правовых образований, наделены полномочиями приобретать и осуществлять права и обязанности (как имущественные, так и неимущественные), выступать от их лица в суде.
  4. Особые правила ответственности. Так, законом разграничены обязательства публичных образований и созданных ими корпораций, предприятий, учреждений (п. 2 и 3 ст. 126 ГК РФ), публичных образований разных уровней (п. 4 и 5 ст. 126 ГК РФ). При этом публичные образования несут гражданско-правовую ответственность на равных с иными субъектами гражданского права, но в пределах находящегося в их собственности имущества (для природных ресурсов и земельных участков устанавливается особое регулирование).

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ponyatie_grazhdanskogo_prava/publichno-pravovye_obrazovaniya_kak_subekty_grazhdanskih_pravootnosheniy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.