Особенности правового режима земель водного фонда

Понятие и особенности правового режима земель водного фонда

Особенности правового режима земель водного фонда

Земля и вода являются компонентами окружающей среды и основной жизни и деятельности человека на земле. Кроме земли основной жизнедеятельности живых организмов является вода. Земли водного фонда как одна из категорий земель, выделяемых в статье 7 Земельного кодекса РФ, предназначены для удовлетворения потребностей человека в питьевой воде, бытовых и других потребностей.

Особенность земель водного фонда связан с тем, что это земли, расположенные на границе суши и водных объектов. Именно такие земли в первую очередь подвергаются воздействию водных объектов. При этом, такое воздействие может быть как полезным, так и негативным. Пограничный характер земель водного фонда оказывает существенное влияние на их правовой режим.

Различные подходы к определению понятия «правовой режим земель» таких ученых как Н. И. Краснов1, О. И. Крассов2, Е. А.

Суханов3, а также отсутствие легального определения такого понятия при наличии пункта 2 Статьи 7 Земельного кодекса РФ позволяют заключить, что категория земель определяет содержание (элементы) их правового режима.

В зависимости от категории земель изменяется объем прав и обязанностей участников земельных правоотношений (статья 5 Земельного кодекса РФ). Следовательно, права и обязанности участников земельных правоотношений различаются для различных категорий земель.

Правовой режим может зависеть также от вида разрешенного использования в соответствии с градостроительным зонированием территорий в соответствии с федеральными законами и специальными федеральными законами.

В Толковом словаре земельного права правовой режим определяется как совокупность правовых норм, закрепляющих порядок и условия использования и охраны земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

С учетом изложенного в понятие «правового режима земель водного фонда включаются следующие элементы:

a. права и обязанности участника земельных правоотношений по использованию земельного участка и водного объекта;

b. особенности управления и охраны земель водного фонда;

c. обременения и/или особые условия использования земельного участка и других объектов недвижимости, расположенных на таком участке, которые определяют содержание земельных прав и обязанностей участников земельных правоотношений.

К землям водного фонда в соответствии со статьей 102 Земельного кодекса РФ относятся земли, покрытые поверхностными водами и земли, занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Таким образом, правовое регулирование земель водного фонда осуществляется не только земельным, но и водным законодательством. В соответствии со статьей 5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам относятся моря, водотоки, воемы, болота, природные выходы подземных вод, ледники, снежники.

Из перечисленных поверхностных водных объектов в частной собственности могут находится только пруды и обводненные карьеры (статья 8 Водного кодекса РФ). Кроме того, именно эти водные объекты тесно связаны с земельным участком и следуют его судьбе в случае отчуждения такого земельного участка (пункт 4 статьи 8 Водного кодекса РФ).

Следовательно, водное законодательство относит некоторые водные объекты вместе с земельным участком к недвижимому имуществу.

Поэтому, правовой режим земель водного фонда определяется земельным, водным и гражданским законодательством.

Использование земель водного фонда как правило осуществляется с использованием и поверхностного водного объекта.

Земля и вода выступают в таком случае как природные объекты и природные ресурсы, использование которых должно осуществляться с соблюдением одного из основных принципов земельного права – приоритета использования земли и воды как компонентов окружающей среды и основы жизни и деятельности человека.

§ 2. Земли водного фонда и водные объекты как объекты земельных правоотношений.

Земли водного фонда, как правомерно отмечает Жариков Ю. Г. в учебнике «Земельное право России», являются «зоной взаимного перехода сухопутной и водной среды обитания», то есть являются «пограничными». Это требуется учитывать при использовании земель водного фонда. Объектом использования является как участок суши, так и водный объект.

Земли водного фонда как категория земель является природным объектом и природным ресурсом, использование которого осуществляется с учетом принципа рационального использования в целях удовлетворения различных потребностей человека.

Земли водного фонда как категория земель используются, в том числе и для отдыха населения.

К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водными объектами. Следовательно, к землям водного фонда относится дно и берега поверхностных водных объектов.

Дно и берега поверхностного водного объекта являются землями водного фонда, а, следовательно, объектами земельных отношений.

Но к землям водного фонда относятся не только дно и берега поверхностных водных объектов, но и территории, примыкающие к береговой линии таких водных объектов. Цель таких территорий – обеспечить условия для сохранения и восстановления водных объектов.

Водное законодательство предусматривает установление водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов.

Размеры водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, ограничения, которые установлены для участников земельных отношений в границах таких зон, определены в статьей 65 Водного кодекса РФ. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов также относятся к землям водного фонда.

К землям водного фонда относятся также земли, занятые гидротехническими сооружениями, которые рассматриваются как совокупность объектов, объединенных единым функциональным назначением.

При строительстве гидротехнических сооружений используются водные объекты и земельные участки в целях безопасного обеспечения населения и экономики энергией (гидроэлектростанции), а также в целях защиты окружающей среды, здоровья и имущества человека от негативного воздействия вод. Правовое регулирование отношений по созданию, эксплуатации гидротехнических сооружений осуществляется специальным законом (см. ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»). Земельные участки, занятые сооружениями гидроэлектростанциями могут относится к землям энергетики (подпункт 1 пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса РФ).

Объектом земельных правоотношений по использованию земель водного фонда является земельный участок. Земельный участок как объект права должен быть индивидуализирован в соответствии с требованиями земельного законодательства. Индивидуализация земельного участка проводится при его формировании.

В результате формирования земельный участок получает определенные характеристики: адрес, площадь, границы, иные характеристики, позволяющие получить информацию о его потребительских качествах.

Пункт 2 статьи 102 Земельного кодекса РФ не предусматривает формирование земельного участка, покрытого поверхностными водами.

Особенностью земель водного фонда является то, что такие земли могут быть объектами общего пользования. Земли водного фонда – покрытые поверхностными водными объектами, могут входить в состав пригородных зон населенных пунктов, земель общего пользования населенных пунктов (пункт 12 ст.

85 Земельного кодекса РФ), земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов (статья 96 Земельного кодекса РФ), земель рекреационного назначения (статья 98 Земельного кодекса РФ), земель природоохранного назначения (статья 97 Земельного кодекса РФ).

Земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом изъяты из оборота (пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса РФ). В Водном кодексе РФ (статья 6 ВК РФ) береговая полоса – территория (полоса земли) вдоль береговой линии водного объекта, предназначенная для общего пользования.

Ширина береговой полосы может быть от пяти до двадцати метров и зависит от протяженности водного объекта. Однако, не для всех водных объектов может быть установлена береговая полоса. Для болот, ледников, снежников береговая полоса не устанавливается.

Кроме того, береговая полоса внутренних водных путей, необходимая для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территории населенных пунктов, относятся к землям водного транспорта (статья 90 ЗК РФ).

Кроме того в статье 65 Водного кодекса РФ определены понятия, порядок установления и использования водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы.

Водоохранная зона представляет собой территорию, примыкающую к берегу водного объекта, для которой устанавливаются особые правила ведения хозяйственной деятель-ности (пункт 1 статьи 65 Водного кодекса РФ).

Прибрежная защитная полоса представляет собой территорию в пределах или полностью совпадающую с водоохранной зоной, для которой (прибрежной полосы) могут быть установлены дополнительные, по сравнению с водоохранной зоной ограничения для осуществления хозяйственной деятельности (пункт 2 статьи 65 Водного кодекса РФ). Прибрежная защитная полоса может быть от тридцати до двухсот метров.

Водоохранная зона и прибрежная защитная полоса устанавливаются от береговой линии водного объекта в целях его защиты от негативного воздействия в соответствии с законом (статья 65 Водного кодекса РФ). Максимальная ширина водоохоранной зоны составляет 50 метров, максимальная 200 метров.

Источник: https://studopedia.su/17_91159_ponyatie-i-osobennosti-pravovogo-rezhima-zemel-vodnogo-fonda.html

Общая характеристика и особенности правового режима земель водного фонда

Особенности правового режима земель водного фонда

Правовой режим земель водного фонда определяется совокупностью правил использования и включения в гражданский оборот, охраны, учета и мониторинга, установленных земельным законодательством, законодательством о недрах, водным, природоохранным, градостроительным и иным законодательством.

В соответствии со ст. 1 ВК РФ водный фонд представляет собой совокупность водных объектов в пределах территории РФ. Водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Согласно ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли:

1. Покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

2. Занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Земли водного фонда находятся в государственной федеральной собственности (следовательно, субъектом права собственности на них может быть только РФ), за исключением земель, занятых прудами и обводненными карьерами, которые могут находиться в любой форме собственности (в данном случае субъектами права собственности могут быть и граждане, и юридические лица, и публично-правовые образования).

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ ограничены в обороте, а, следовательно, не подлежат приватизации земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, под объектами гидротехнических сооружений и в 1 и 2 поясе зон санитарной охраны объектов питьевого водоснабжения.

Согласно ст. 5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся:

1. Моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2. Водотоки (реки, ручьи, каналы);

3. Водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);

4. Болота;

5. Природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);

6. Ледники, снежники.

Правовой режим подземных вод регулируется законодательством о недрах.

Согласно ст. 5 ВК РФ, к водному объекту также относится береговая линия. Она является границей водного объекта и отделяет земли водного фонда от земель иных категорий.

По условиям доступа водные объекты подразделяются на:

1. Объекты общего пользования.

В соответствии с п.1 ст. 262 ГК РФ, если земельный участок не огорожен и находится в частной собственности, любое лицо может пройти через этот участок к водному объекту общего пользования.

2. Водные объекты обособленного пользования.

Эти объекты, предоставленные для хозяйственной эксплуатации. В соответствии с ФЗ «О введении в действие ВК РФ», водные объекты исключены из состава объектов недвижимости. В качестве объектов вещных и обязательственных прав, они могут выступать только в составе земельных участков.

Ст. 8 ВК РФ устанавливает запрет на отчуждение водных объектов без отчуждения земельных участков, на которых они расположены.

Согласно п. 2 ст. 102 ЗК РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Земельный участок не подлежит разделу, если при этом требуется раздел водного объекта. Это правило применяется только к прудам и обводненным карьерам, поскольку другие водные объекты не могут находиться в частной собственности и быть объектами гражданско-правовых сделок.

В соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация земельных участков, на которых расположены водные объекты, регламентируется земельным законодательством.

Органы, осуществляющие землями водного фонда:

1. Общее управление осуществляют органы общей компетенции.

2. Ведомственное управление осуществляют органы специальной компетенции. Наиболее широкие полномочия принадлежат Минприроды и находящемуся в его ведении Росприроднадзору и Федеральному агентству водных ресурсов.

В зависимости от видов хозяйственной эксплуатации земель водного фонда управление также осуществляют Минсельхоз, Минтранс, Ростехнадзор, федеральное агентство по недропользованию.

Правовая охрана водных объектов регулируется главой 6 ВК РФ. С целью охраны устанавливаются:

а) Береговая полоса водных объектов общего пользования. Ширина от 5 до 20 метров.

б) Водоохранные зоны (ст. 65 ВК РФ). Устанавливается от 50 до 200 м от береговой полосы.

ЛК РФ относит леса, расположенные в водоохранных зонах к защитным лесам. В них запрещается проведение сплошных рубок, они подлежат освоению в целях сохранения средообразующей функции.

В соответствии со ст. 64 ВК РФ в целях охраны водных объектов устанавливаются зоны и округа санитарной охраны. На них распространяются нормы и правила ФЗ от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Перевод земельных участков водного фонда в другую категорию осуществляется по общему правилу, установленному в ФЗ о переводе. Перевод земель водного фонда в другую категорию допускается:

1. В случае создания ООПТ;

2. Для установления или изменения границ населенных пунктов;

3. Для размещения объектов государственного или муниципального значения;

4. В случае прекращения существования водного объекта при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Источник: https://cyberpedia.su/10xeb0e.html

Правовой режим земель водного фонда и их состав

Особенности правового режима земель водного фонда

Разделение территории РФ по установленному классификатору подразумевает установление особых правовых режимов использования. Расскажем в статье, какой правовой режим земель водного фонда установлен законодательно и какие условия использования участков подразумевает принадлежность к этой категории.

Земли водного фонда – что это?

Земли водного фонда – это участки, на которых размещены различные водные объекты, гидротехнические сооружения и другие сооружения водного хозяйства, а также зоны охраны таких объектов.

К землям водного фонда относятся:

  • участки с расположенными на них поверхностными водами;
  • территории, на которых располагаются гидротехнические сооружения.

Относительно земель с поверхностными водами не предусмотрено отведение конкретных наделов. При строительстве искусственного водного объекта осуществляется процедура земельного резервирования.

Порядок использования таких территорий регулируется Земельным кодексом и Водным кодексом Российской Федерации. Согласно законодательству, вода относится к важнейшему ограниченному ресурсу, который является наиболее уязвимым. Каждый водный объект является одним из центральных ресурсов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения, проживающего в регионе нахождения водоема.

Вся информация о водном фонде содержится в специальном государственном реестре. В этот реестр включены сведения не только о расположении водоемов, но также об области их применения и отдельных ресурсах.

Искусственно созданные водоемы также входят в общий фонд государства. Они характеризуются обособленностью, небольшой площадью, отсутствием соединения с иными водными объектами.

Обозначение водоемов чрезвычайно важно. Именно оно оказывает влияние на правовой режим использования участков. Например, в соответствии с ЗК РФ, запрещается передача в частную собственность участков, на которых располагается береговая полоса. Если это произошло до вступления в силу этого запрета, такие участки обременяются публичным сервитутом.

Землевладельцы вправе использовать в личных целях водоемы, расположенные на их участках (к примеру, пруды или обводненные карьеры), а также самостоятельно осуществлять работы по строительству водных объектов на своих наделах, если это допустимо действующим законодательством и не затрагивает интересов других граждан.

Законом не допускается отчуждение водоемов без сопутствующего переоформления и земли, на которых они располагаются. Надел не может быть поделен на несколько самостоятельных участков, если для этого потребуется провести границу по водному объекту.

Состав земель водного фонда

В состав земель водного фонда входят:

  • участки с любыми водными объектами;
  • земли, отнесенные к природоохранным зонам с водоемами;
  • выделенные наделы для установки отводных полос, охранных секторов водоразбора, гидротехнических зданий и иного оборудования для обеспечения ведения водохозяйственной деятельности.

Тем не менее, преимущественная часть земель водного фонда покрыта водой. Такие участки являются самостоятельными. Помимо перечисленного, в земли этой категории входят болотистые местности, некоторые территории для ведения сельского хозяйства, леса и другие.

Цель использования земель, принадлежащих к этой категории – обеспечение потребностей населения. Деятельность, проводимая на участках, должна отвечать требованиям рациональности.

Весь состав земель водного фонда можно условно классифицировать по двум группам:

  1. Участки, покрытые водой. К ним относят земли, которые находятся под водой на протяжении большей части года или постоянно. Сюда же относятся морские воды России.
  2. Участки, граничащие с водоемами, предназначенные для обслуживания водопользователей.

Водные объекты повторяют рельеф находящейся под ними земли. Они также имеют определенные границы и объем. К примеру, территориальные морские воды России – это воды, имеющие в ширину 12 морских миль, отмеренных в соответствии с требованиями международных соглашений и внутренних нормативных актов РФ.

К водному фонду относится также дно и береговая линия. В состав входят ручьи, реки, водохранилища, каналы междубассейного распределения, ледники.

Помимо Земельного и Водного кодекса, вопросы использования земель этой категории регулируются:

  • ФЗ № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1998 года;
  • Законом РФ № 4730-1 «О государственной границе РФ» от 01 апреля 1993 года;
  • ФЗ № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года.

Расскажем далее о возможном целевом использовании земельных участков, относящихся к водному фонду.

Категория земель водного фонда – целевое назначение

Основополагающее целевое назначение таких территорий – строительство и эксплуатация сооружений, предназначенных для обеспечения потребностей всего населения страны. Такими потребностями могут быть:

  • нужды бытового характера;
  • питьевые потребности;
  • нужды оздоровительного характера;
  • иные потребности государства в значимых сферах – рыбохозяйственной, сельскохозяйственной, природоохранной, промышленной, энергетической и т.д.

Возможность владения участком земли водного фонда находится в прямой зависимости от целевого использования конкретного объекта. Не допускается владение участком и водоемом, расположенным на нем, разными собственниками.

Водным кодексом России допускается передача объектов в собственность государства, муниципалитета или частных лиц. Однако участки этой категории всегда относятся к природоохранным зонам, поэтому на территории действует особый правовой режим, запрещающий некоторые действия. К примеру, не допускается оборудование свалки на таких участках.

Водоохранная зона – это территория, примыкающая к акватории, которая имеет специальный режим эксплуатации доступных ресурсов и выполнения хозяйственной деятельности.

Такие зоны необходимы доя поддержки экологического состояния объектов, а также для сохранения естественной среды обитания представителей животного и растительного мира.

Здесь устанавливаются специальные защитные береговые линии, запрещается распахивание земельных участков, рубка леса, расположение ферм для ведения животноводческой деятельности и т.д.

В пределах водоохранных зон запрещается:

  • осуществление авиационных и химических работ;
  • использование активных химических средств для борьбы с заболеваниями растений, сорняками или насекомыми-вредителями;
  • расположение навозных стоков для удобрения почвы;
  • размещение складских помещений, где хранятся ядохимикаты, минеральные удобрения, горючие и смазочные вещества;
  • размещение площадок для заправки аппаратуры;
  • размещение кладбищ и скотомогильников;
  • складирование навоза;
  • размещение мусорных свалок;
  • мойка и заправка автотранспорта;
  • расположение дачных и садово-огородных участков, если ширина водоохраной зоны менее 100 м;
  • расположение стоянок автотранспорта.

Главное стремление властей, на котором основывается охранный режим земель – это противостояние возможности загрязнения водоснабжения и сооружений, обеспечивающих водой население региона.

При возникновении вопросов, касающихся использования земельных участков, обращайтесь к юристу за консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Обратитесь к эксперту в специальном окне.

Таким образом, правовой режим земель водного фонда подразумевает ряд ограничений. Изменение категории возможно только после проведения экологической экспертизы.

Источник: https://estatelegal.ru/zemelnoe-pravo/voprosy-po-zemle/pravovoj-rezhim-zemel-vodnogo-fonda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.